Поиск по этому блогу

Стили

Архив

пятница, 23 октября 2020 г.

Apocalyptica - Cell-0 (2020)


01. Ashes of the Modern World
02. Cell-0
03. Rise
04. En Route to Mayhem
05. Call My Name
06. Fire & Ice
07. Scream for the Silent
08. Catharsis
09. Beyond the Stars

Диск попал ко мне еще в начале года (как и полагается), но, признаться, долгое время писать на него рецензию было просто лень. Приходили мысли вроде: "Ну Apocalyptica, нуштотакова? Ну набренчали чего-нить на очередную "девятку"". Но в октябре пришло другое настроение - и я сваял этот текст.

Гранды (в отличие от многих встречных-поперечных) знают, чего мы ждем от рассказа о релизе. Однако, на той же Википедии он пока есть только в англоязычной секции, поэтому я дам его перевод - благо это тот случай, когда произведение представляется совершенно в ином свете, когда узнаешь, о чем оно:

"Альбом вращается вокруг концепции, созданной группой и имеющей отношение к т.н. "частице Бога". (Прим.: "Бозон Хиггса".) По словам барабанщика Mikko Siren: "В наших головах есть непонятная фигня, которую нельзя точно ухватить, нельзя увидеть или ощутить, но которая все же существует. Эта фигня как раз и выступает центральной темой альбома. <...> Альбом много говорит о вещах, о частицах, о том, как все сущее слагается из мельчайших деталей (типа клеток, которые составляют все живое: чтобы создать что-то, нужно много клеток; или, если на уровне атомов: нужно много атомов, чтобы создать что-то). Но несмотря на то что все состоит из клеток, эти клетки не делают это все живым. Нужна некая "нулевая клетка" ("Cell-0"), которая заключает в себе сущность чего-либо. И эта клетка берется из музыкальной сферы. Музыка ведь как раз и состоит из мельчайших частиц: нот, пауз, ритмов, того и этого, а еще вот этого и вот этого. Собранные вместе, они образуют что-то, похожее на музыку, но без души. <...> Того, что на бумагу не запишешь. <...> Какой-то эмоции. "Фактора-Икс". "Нулевой клетки" музыки.
Альбом также касается политических и социальных вопросов, проблем окружающего нас мира или чего-то в этом роде. Причин, по которой люди вдруг оказались разобщены, потеряли связь с природой, с землей и все такое. Быть может, "нулевая клетка" - это как раз то, что мы потеряли. Способность контактировать друг с другом исчезла, особенно в последние десять лет. Мир изменился".
Музыка также отражает человеческую способность созидать и разрушать. "Человечность невероятна, когда надо что-то построить, но мы способны и уничтожить это с невероятной легкостью. Так и песни время от времени распадаются на части. Мы хотели пофилософствовать о том, как человек возводит и уничтожает".

Оно же и на обложке: виолончель, рассыпающаяся на мелкие частицы. Что примечательно - в черном, как космическая пустота, пространстве и в серебристых тонах, дополнительно создающих ощущение холодности и неуютности. И музыка под этой обложкой тревожная, невеселая, слагающая единое "полотно" с хорошо слышимыми, акцентными ударными и тяжелыми виолончелями, которые именно на этом диске активнее всего подражают гитарам - от бойкого MSM-овского тремоло ("En Route to Mayhem") до трех удивительно натуральных гитарных сольников. Подражают они также и арфе, и даже... вентилятору, а также любят "начинать издалека" (как в заглавном треке - "мяукая" на расстоянии). В антураже меж тем сквозит "проговость": часто попадается военная дробь, хватает шумов, особенно хорошо различимых в моменты затишья и имеющих налет "электронности" (иногда даже масштабно-космической), но случается и что попривычнее - фортепиано, скажем ("Rise"), флейта с шарманкой ("Fore & Ice" - спасибо Трою Донокли) или низкий мужской голос, как у диктора в ангаре космической ракеты ("Beyond the Stars").

Ребята, правда, нахватали аллюзий: "Ashes of the Modren World" на старте сильно напоминает основную тему из "Реквиема по мечте", "Cell-0" имеет хорошо различимый "испанский налет", роднящий ее с почти классической "Toreodor II"; что-то знакомое чувствуется и в финальной композиции. "Cell-0", к тому же, несмотря на грамотную структуру, не особенно цепляет, но при этом не спешит заканчиваться. Однако, это первый со времен "Reflections" полностью инструментальный диск группы - и сделан он на принципиально высоком уровне: серьезно, каждый раз поражаешься, с какой легкостью они находят "еще один нестандартный, а порой и просто странный способ изобразить ЭТО на виолончели".

9.5 из 10. "Набренчали на очередную "девятку", да. Но я только рад их им ставить.

Комментариев нет: